Икебана и как составить икебану

Икебана

Икебана – изящное японское искусство аранжировки цветов. Если обычный магазинный букет вызывает ощущение «веника», то обратите внимание на стиль Страны Восходящего Солнца. Из минимума растений японцы творят Красоту, которую никто даже не посмеет сравнить с «прибором» для подметания полов. На родине икебаны существует множество течений и направлений этого искусства со своими канонами, но в нашей стране знать их не обязательно. Достаточно усвоить самые основные правила, а далее – творите, думайте, пробуйте и создавайте свой собственный стиль!

Лаконичность

Правило первое – лаконичность. Это не значит, будто вся икебана должна состоять лишь из «палок». Просто в неё не добавляют лишних растений «до кучи», «лишь бы были». Тут каждый элемент имеет свой смысл, а если без него можно обойтись – значит, обходитесь. На практике три крупных хризантемы, к примеру, будет полезно лишить части листьев, особенно если они чрезмерно обильны, повреждены насекомыми или уже подсыхают. В случае с красивыми, яркими цветками их следует не обрамлять морем зелени, а наоборот, оставить почти одинокими, чтобы внимание сконцентрировалось именно на них. Если же вы создаёте композицию на новогоднюю тему, с еловыми ветками, это будет не русская ёлка с изобилием украшений, а три веточки, лишь на одной из которых целесообразно повесить блестящий шарик – небольшой, зато самый лучший и самый любимый.

Тот же самый принцип лаконизма предполагает, что ёмкость, предназначенная для цветов, или другая основа для композиции, не будет чрезмерно пёстрой и яркой. Она не должна отвлекать внимание зрителя от того, что поставлено в эту вазу. Икебана – это картина, ну, а ваза играет роль рамы, которой не следует быть ярче и пышней самого творения. Значит, блестящие вазы, вазы с вычурным рисунком, крупным орнаментом, декупажем и так далее следует оставить для других букетов. Дорогостоящие ёмкости тоже неуместны. По крайней мере, те из них, от которых «откровенно несёт» высокими ценами и пафосом.

Икебана «любит троицу»

Правило второе – икебана «любит троицу». Основных элементов композиции всегда три, и они не должны располагаться в одной плоскости (как плашки у веера). Икебана всегда должна быть трёхмерной, три элемента создают объём, они дают вам своего рода «3Д» восприятие. Чаще всего эти элементы – растения: например, три цветка, или три колоска у сухого букета, или небольшие еловые лапки, а может быть, сухие древесные ветви? Но и здесь можно пофантазировать, сделав, например, в новогодней икебане одним элементом праздничную свечу, расположенную между двумя хвойными веточками. Икебану можно сотворить даже съедобной, нанизав на ветки фрукты, например, мандарины.

Кроме того, все три основных элемента должны быть непременно разной высоты. И это не каприз, в таком подходе кроется важнейшая идея! По-японски элементы называются Син, Соэ и Хикаэ. Так вот, Син переводится как Небо, Соэ – как Человек и Хикаэ – как Земля. И любая икебана становится… картиной мира в миниатюре…

Три элемента разной длины

Три элемента должны быть разной длины, при этом Син – Небо – самый длинный, Хикаэ – Земля – самый короткий. А между ними расположен Соэ – человек! Следовательно, если вы хотите изобразить, как человек радуется приходу Нового года, логичней всего свечку сделать именно Соэ, а вокруг расположить Син и Хикаэ из вечнозелёных хвойных ветвей. А вот если сделать горящим «небо», тогда у вас уже получится «северное сияние». Тоже красивое решение! Короткая же свеча с хвойными Син и Соэ – это уже «лесной костёр»…

Приблизительное соотношение между длинами трёх элементов таково. Длина элемента Соэ – это примерно 2/3 длины элемента Син. Длина элемента Хикаэ – это примерно 2/3 элемента Соэ. Вы можете нарушать это правило, но, опять же, не просто так, а с умыслом. К примеру, третьим элементом интересно сделать цветок, «лежащий прямо на земле», то есть на самом краешке вазы, практически без стебля. Но не следует использовать такой приём во всех ваших композициях, иначе он быстро надоест. Интересно сделать «землёй» подходящий по размерам кусок горной породы, одну крупную гальку и так далее. Плоды земли, например лежащее яблоко, тоже могут символизировать Хикаэ, только помните об относительной недолговечности всех «продуктовых» элементов. А вот кедровая шишка в новогодней композиции может изображать «землю» долго-долго, пока вы не захотите уже распотрошить её и полакомиться аппетитными орешками.

Маленькая тонкость

Маленькая тонкость. Если вы планируете зажигать свечку в композиции, расположите её так, чтобы она ни в коем случае не упала, и чтобы не было риска поджечь соседние ветки. Это касается не только икебаны, но и любой другой композиции с живым огнём.

Дополнительные элементы икебаны называются «дзюси». Пусть их будет немного, пусть они подчёркивают замысел вашего творения, и не затмевают собой «основу». Их можно располагать не только «в букете», но и у подножия вазы, например, в новогодней теме это могут быть «случайно» упавшие на подоконник шишки. А в осенней – листья, интересные по окрасу и форме. Не делайте слишком много добавочных элементов. Если у вас очень много идей, и вы не знаете, что выбрать, создайте несколько композиций и поместите их в разных комнатах. К слову – чем больше вы практикуетесь, тем интереснее будут икебаны. Если, конечно, искусство действительно увлечёт. Если вы заскучаете, то наоборот, будете создавать неинтересные композиции (которые покажут другим вашу скуку).

Единство растений и ёмкости

Правило третье – единство растений и ёмкости, в которую они поставлены. Вся икебана – и растения, и ваза, и вспомогательные элементы, если таковые имеются – всегда единое целое. Только тогда она будет действительно изящной, и радовать взор. В классическом подходе существуют даже специальные формулы, описывающие, как же длина каждого элемента зависит от высоты сосуда. Но лучше не заморачиваться с такими сложными тонкостями, а запомнить самое основное. Чем крупнее сосуд, тем крупнее композиция. Соответственно, для маленькой композиции должен быть выбран небольшой сосуд. Вы не можете запихать огромную икебану в маленькую вазочку или, наоборот, разместить три крохотных растеньица в крупной ёмкости. Казалось бы, это ограничивает полёт вашей фантазии, но на самом деле – предостерегает от грубой ошибки, ведь такой дисбаланс, на самом деле, выглядит не слишком-то эстетично.

Зато икебана позволяет использовать вместо вазы любой другой предмет, если он соответствует творческому замыслу. Стеклянную банку, заварочный чайник, жестянку из-под консервов или даже потрёпанный ботинок, в котором спрятана ёмкость для воды. При этом главное, чтобы необычный «сосуд» соответствовал идее. И нёс какую-то интересную мысль, а не был поставлен ради голой оригинальности.

Японцы, в основном, всегда придерживаются правил составления икебаны. И у них таких канонов много более чем три. Однако у них же существует самое главное, универсальное правило. «Ваши глаза и ваше сердце не должны быть в плену у канонов». Икебана – это не механическое следование правилам. А прежде всего – творение, труд духа и души. Тут вы можете раскрыть себя и создать нечто по-настоящему удивительное, только ваше. Такую композицию, до которой никто не додумается. Просто потому, что все мы уникальны.

Поделиться на своей странице социальной сети: